Информация МАУ ОКДПМ «Космос»
17 мая 2013 года на базе МАУ ОКДПМ «Космос» был проведен круглый стол «Телефон Доверия – шаг к ответственному поведению» с приглашением преподавателей Бирского филиала БашГУ Черниковой Т.А. доцента, к.п.н., зав.кафедрой соц.педагогики и социальной работы и Батуриной О.С. доцента, кан.псих.наук. преподавателя кафедры возрастной психологии.
Первый вопросом рассматривалась информированность подростков о возможностях использования Телефона доверия как одной из форм оказания социально-педагогической помощи и использование методик в деятельности Центра:
- «Незаконченные предложения» Д. Сакса и Леви;
- авторская анкета для подростков;
- анкета для объективной оценки мнения подростков о Телефоне доверия
Вторым вопросом были проанализированы звонки подростков на Телефон доверия. 17 мая поступило на Телефон доверия 5 звонков.
Анализируя подростковые обращения на Телефон доверия в течение года можно сделать вывод, что подавляющее число запросов исходит от девушек до 18 лет. Примерно одна седьмая запросов исходит от лиц старше 18 лет. А так же звонки по поводу подростковых проблем исходят от родителей, бабушек и других родственников. Можно выделить следующие категории звонков: проблемы связанные с межличностными отношениями со сверстниками, взаимоотношениями с противоположным полом, родителями, школьные проблемы, проблемы досуга, зависимости и т. д.
Третьим вопросом рассматривались результаты эксперимента, проводимого на базе МАУ ОКДПМ «Космос» в 2012-2013 учебном году, в рамках внедрения социального проекта по оказанию помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Было выявлено, что зачастую современные подростки испытывают острый кризис в процессе становления и развития личности, что приводит к возникновению личностной проблематики.
Четвертым вопросом были предложены и утверждены психолого-педагогические рекомендации для специалистов социально-психологических служб в образовательной и социальной сферах. Для изучения возможностей использования Телефона доверия для социально-психологического сопровождения подростков была разработана анкета.
Был размещен информационный стенд для детей и подростков о назначении Телефона доверия и о его работе.
Были изготовлены и распространены памятки среди подростков, включающих информацию о Телефоне доверия.
Практические рекомендации для социальных педагогов, психологов и педагогов дополнительного образования:
- Педагогам следует помнить, что подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для него характерны негативные проявления дисгармоничность в строении личности, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми и т. д.
- Тематика обращений связана с возрастом обратившихся на Телефон доверия в соответствие с ведущей деятельностью и потребностями, характерными для различных возрастных групп.
- Важным направлением работы по профилактике острых форм социально-психологического неблагополучия несовершеннолетних является информирование детей и подростков о работе Телефона доверия и возможностях получения помощи в кризисных ситуациях.
- Определяя сроки проведения просветительской деятельности о Телефоне доверия следует учитывать в своей работе в течение учебного года, а не календарного, т.к. основная аудитория – это школьники. Как следствие, проведение мероприятий по просвещению должно исходить из особенностей учебного года и общего психологического состояния учащихся, поэтому желательно проводить их минимум три раза в год: перед началом учебного года (период адаптации), сразу после новогодних каникул (середина учебного года, накопившаяся усталость, стресс) и в начале весны (экзамены, влюбленность, выбор профессии).
- Основными формами проведения мероприятий в подростковой аудитории, целью которых является психологическое просвещение, презентация службы Телефон доверия как помощника, дополнительного ресурса в трудной ситуации; повышение мотивации обращения за помощью, снижение уровня тревоги и негативного отношения к психологической помощи по телефону могут стать информационные уроки, тренинговые занятия, раздача листовок, памяток, оформление плакатов.
|